Экраны для видеопроекторов по конструкции гораздо сложнее, чем пресловутые "белые простыни", с которыми они вольно или невольно ассоциируются. Неудивительно, что при выборе такого экрана хозяева домашних кинотеатров неожиданно для себя могут столкнуться с целым рядом проблем.

Проекционные экраны, как это ни прискорбно, до сих пор остаются самой недооцененной частью оборудования домашнего кинотеатра, и их чаще всего покупают "по остаточному принципу". Меж тем влияние этого компонента системы на качество итогового изображения очень велико. Плохо подобранный экран способен испортить впечатление от сколь угодно хорошего проектора. И наоборот, качественный экран в какой-то мере "сглаживает" недостатки посредственной картинки. В этой статье мы постараемся рассказать об основных конструкциях и типах проекционных экранов и правилах их подбора.

Окно в мир грез

Полотно . Основное назначение экрана любого кинотеатра - отображать картинку, воспроизводимую с помощью проекционного оборудования (кино- или видеопроектора). Картинка возникает на полотне - важнейшей и наиболее дорогой детали экрана. Оно должно быть однородным по цвету (не обязательно белым, встречаются экраны с серым покрытием), не иметь видимых изъянов - неровностей, пятен и прочих дефектов, которые точно так же портят изображение, как, скажем, царапины на поверхности телевизионной линзы. Подробнее о типах полотен мы расскажем ниже.

Рама . Другой важный элемент экрана - рама, на которой крепится полотно. Это может быть либо жесткий (чаще всего металлический, реже деревянный) каркас, использующийся в стационарных моделях, либо рулонная система, состоящая из кожуха, откуда выдвигается свернутое полотно, и механизма его натяжения.

Рулонные и натяжные экраны . Настенные и переносные модели могут быть или рулонными (полотно после просмотра сворачивается), или натяжными. Натяжной экран фиксируется в алюминиевой (иногда деревянной) раме и либо полностью ее закрывает (его крепление производится кнопками), либо располагается внутри ее контура (крепится, соответственно, шнуровкой). Натяжная модель может оснащаться системой стационарного крепления к стене. В этом случае получается настенный экран постоянного натяжения. Расположение аналогичной модели на стойках дает мобильное решение.

Система натяжения . В зависимости от типа полотна используются разные механизмы натяжения. В экранах на текстильной основе применяется утяжеляющая планка, которая крепится к нижнему краю полотнища. В таких конструкциях массы планки вместе с массой самого экрана бывает достаточно, чтобы его поверхность получилась достаточно плоской. В виниловых моделях для достижения плоскостности необходимо создавать дополнительное боковое натяжение. Это, как правило, делают с помощью системы натяжения на петлях. Она состоит из двух тросов, пропущенных сквозь петли, расположенные по бокам от полотна. Тросы крепятся сверху к кожуху, а снизу к ним подвешивается утяжеляющая планка. Ее вес и создает усилие, растягивающее полотно в стороны.

Также в комплектацию экранов в моторизованных моделях могут входить электродвигатель, система дистанционного управления, устройство, позволяющее управлять проекционным экраном через переключатель проектора, и подставка (для переносных модификаций).

Способ крепления . Экраны для домашних кинотеатров делятся по способу крепления на стационарные и убирающиеся рулонные. Помимо этого, они различаются по размерам полотна и материалу, из которого оно выполнено. В зависимости от способа монтажа экраны бывают настенными, потолочными, настенно-потолочными и напольными. Возможности установки зависят от конструкции крепления. Потолочная модель может крепиться только к потолку, а настенно-потолочная - и к потолку, и к стене. К напольным можно отнести все конструкции, которые устанавливаются на полу. Причем название отражает лишь способ монтажа, к свойствам самого устройства оно отношения не имеет.

Габариты . Что касается габаритов полотна, то здесь наблюдается огромное разнообразие размеров: от небольших моделей с диагональю 55-60? (например, V Screen 40 ? 40?, DRAPER) до огромных экранов с диагональю 240-250?. Если перейти в привычную метрическую систему, то, скажем, у модели Rolleramic 450 ? 600 см (DRAPER) диагональ полотнища составит 7,5 м - вполне приемлемая величина и для "всамделишного" кинозала. Наибольшей популярностью при оформлении домашних кинотеатров (то есть при размещении проекторов в комнатах площадью 20-25 м 2 ) пользуются экраны средних размеров (с диагональю 2-3 м).

Форматы . Экраны отличаются друг от друга и по формату - соотношению длины вертикальной и горизонтальной сторон. Самые распространенные на сегодняшний день форматы - с соотношением 4:3, 16:9 и 1:1. Формат 4:3 (или 1,33:1) используется там, где с помощью видеопроектора предполагают просматривать обычные телеканалы, видеокассеты VHS, а также использовать систему "проектор-экран" в качестве источника изображения для персонального компьютера или игровой приставки. Формат 16:9 (1,78:1) применяется для демонстрации большей части фильмов, записанных на DVD, а также передач телевидения высокой четкости (HDTV) и некоторых спутниковых каналов. Можно сказать, что де-факто формат 16:9 является "кинематографическим", и именно такими экранами (и видеопроекторами) оснащаются домашние кинотеатры. К нему близок по "геометрии" формат 1,85:1 (так называемый WideScreen).

Выбирая экран с настенным или напольным вариантом крепления, необходимо помнить, что эти устройства могут быть достаточно массивными - весом в несколько десятков килограммов (и при этом еще надо учитывать дополнительную нагрузку, возникающую при извлечении полотна рулонных экранов). Поэтому, если вы планируете обшивку стен гипсокартонными панелями, в местах крепления необходимо предварительно установить закладные детали для монтажа экрана. А если вы хотите использовать потолочное крепление, учтите, что такие модели следует устанавливать с использованием металлических анкеров (никаких пластмассовых дюбелей!).

Значительно проще монтировать экраны серии Access (DRAPER). В них полотно, закрепленное на валу, устанавливается в корпус с помощью специальных защелок. Благодаря этому сам корпус можно зафиксировать на потолке уже на ранней стадии отделочных работ, а в дальнейшем его конструкцию несложно будет "утопить" в гипсокартонную панель. Такой вариант исключает случайную порчу полотна при строительных работах, а также упрощает его выбор: полотно можно приобрести отдельно, исходя из типа проектора.

Секреты "высоких материй"

Между собой проекционные экраны различаются не только по габаритным размерам экранного полотна, но и по материалу, из которого сделаны их отражающая поверхность и подложка. Чаще всего полотна подразделяются:

• по типу основы - на виниловые на тканевой основе;

• по типу материала покрытия - на матовые и специальные;

• по типу проекции - для прямого и обратного проецирования (так называемые просветные - особый тип экранных покрытий, подробнее о которых мы расскажем ниже).

Экраны на тканевой основе удобны тем, что этот материал обеспечивает абсолютно плоскую поверхность. Большие полотна могут иметь почти незаметные горизонтальные швы встык. Виниловая поверхность требует равномерного натяжения, поэтому виниловые экраны, как правило, немного (на 10 - 20%) дороже.

Коэффициент усиления . К важнейшим свойствам экранных покрытий относятся так называемый коэффициент усиления, контрастность и угол обзора получаемого изображения. Коэффициентом усиления называют число, показывающее, во сколько раз яркость луча, отраженного от конкретного экрана, отличается от яркости луча, отраженного от эталонной поверхности, коэффициент усиления для которой принят равным 1 (поверхность карбоната магния; на практике в качестве эталона используется матовая белая плоскость из винила с подложкой из стекловолокна).

Благодаря особой фактуре, экраны с высоким (1,5-2,5) коэффициентом усиления способны фокусировать падающий на них от проектора луч света в определенном направлении - примерно так, как это делает отражатель в карманном фонарике. Поскольку яркость любого источника зависит от направления, под которым мы на него смотрим, яркое изображение от экранов с высоким коэффициентом усиления будет видно лишь тем зрителям, которые расположились по направлению распространения отраженного от экрана луча света или вблизи него. Поэтому, помимо коэффициента усиления, качество экрана оценивают и величиной комфортного угла обзора (в среднем он равен 30-40°). Учтите, что для экранов с высоким коэффициентом усиления чем дальше зрительские места сдвинуты в сторону от оси проектора, тем хуже будет видна картинка. Для экранов же с коэффициентом усиления, равным 1 и менее, яркость картинки не будет зависеть от расположения зрительского места.

Типы покрытий . Классической поверхностью считается матовая белая (Matte White), обеспечивающая равномерное распределение яркости по всей плоскости и коэффициент усиления, равный 1. Это в каком-то смысле отраслевой промышленный стандарт: у всех производителей полотно Matte White имеет одинаковые физические свойства. Остальные покрытия являются специальными и характеризуются увеличением (а в некоторых случаях уменьшением) коэффициента усиления и увеличением угла комфортного обзора. Для самых отражающих моделей этот угол составляет примерно 30°. Современные технологии позволяют получать экраны с коэффициентом усиления 2,5 по оси проекции. Таковы, например, покрытия M2500 (DRAPER, США), HighPower (DA-LITE). Экраны с коэффициентом усиления чуть больше или меньше 1 обеспечивают высокую контрастность (способность точного воспроизведения полутонов, светлых и темных участков картинки).

Большинство производителей выпускают линейки экранов со всеми типами покрытий. Характеристики однотипных поверхностей у разных производителей практически не отличаются, хотя называться они могут по-разному. Некоторые поверхности приведены в нашей таблице.

Производители . Изготовлением проекционных экранов в мире занимается сравнительно немного компаний, большинство из которых находятся в США (DA-LITE, DRAPER, STEWART, VUTEC). Из европейских производителей на российском рынке представлены EUROSCREEN (Италия), MEDIUM (Германия), REVERSA (Великобритания), PROJECTA (Нидерланды).

Цена . Стоимость проекционного экрана зависит от типа покрытия и размера полотна, а также от наличия моторизованного привода и других конструктивных элементов. Надо сказать, что качественный экран - удовольствие достаточно дорогое и может стоить от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. Как показывает практика, в идеале стоимость экрана должна составлять примерно 30% от стоимости видеопроектора. Причем лучше перестраховаться и купить экран подороже, поскольку эти устройства с течением времени дешевеют в гораздо меньшей степени, чем проекторы. Самые дешевые модели экранов можно найти в продаже за $ 50-100.

Чем шире формат, тем кино интереснее

Крупные американские кинопроизводители (PANAVISION, 20TH CENTURY FOX) и отдельные режиссеры-энтузиасты издавна вели и продолжают вести разработки своих форматов изображения, при которых картинка приобретает большую выразительность. Начало было положено в 1952 г. появлением формата CINERAMA, при котором изображение складывалось на экране из проекций от трех синхронно работающих киноустановок. При этом соотношение сторон кадра составляло 2,59:1, то есть картинка получалась в 1,4 раза панорамнее, чем изображение в привычном нам формате 16:9. К 1975 г. таких форматов уже насчитывалось не менее десятка (например, CinemaScope, SuperScope, VistaVision и т. д.). Некоторые из них благополучно канули в Лету, оставив нам на память о себе по два-три фильма, а некоторые, например Panavision с соотношением сторон кадра 2,35:1, широко используются и поныне. Среди известных широкоэкранных фильмов - "Бен-Гур" (Ultra Panavision 70, 1:2,76), "Лоуренс Аравийский" (Super Panavision 70, 1:2,20), "Война и мир" ("советский" формат Sovscope, 1:2,35), "Звездные войны" (Panavision) и многие другие.

Все на выборы!

Подбор экрана для домашнего кинотеатра - задача непростая. Она сводится к определению габаритных размеров полотна, его типа и расположения относительно проектора.

Вначале принимают решение с расположением проектора в комнате, находят место для его монтажа (настольного или потолочного) - об этом речь шла в статье "Сиди и смотри!" нашего журнала. Затем производят расчет размеров экрана, исходя из проекционного расстояния (от объектива до полотна) данного видеопроектора. Для упрощения этой процедуры компании-производители проекционного оборудования, например MITSUBISHI, PANASONIC, EPSON (все - Япония), предлагают на своих сайтах программы для расчета размеров экрана.

Определение расстояния до зрителя . Следует помнить, что для комфортного просмотра размеры экрана должны быть пропорциональны расстоянию от полотна до зрителей. При этом, по мнению специалистов ряда фирм, ширина экрана не должна превышать 1/2 расстояния до первого ряда зрителей, но и не должна быть меньше 1/6 расстояния до последнего ряда зрителей. Что касается высоты, то она должна составлять не менее 1/8 расстояния до последнего ряда зрителей. Специалисты компании STEWART рекомендуют другой метод. По их мнению, чтобы определить высоту полотнища, нужно разделить расстояние от него до зрительского кресла на 3,3. Полученная величина и будет искомой высотой. А ширину экрана можно узнать, исходя из соотношения его сторон (4:3, 16:9).

Выбор формата . Формат 16:9 используют для кинофильмов, а 4:3 - для просмотра телепрограмм. Если же требуется устройство на все случаи жизни, лучше выбирать модели с выдвижными шторками, которые изменяют соотношение сторон экранного поля, подгоняя его под киношный или телевизионный вариант. Таковы, например, изделия 3VariVision (PROJECTA), Luxus ScreenWall и Luxus Model A Electriscreen (STEWART), Dual Mask (EUROSCREEN). Применение шторок - отнюдь не прихоть эстетов от кино и не дань моде. Дело в том, что человек субъективно оценивает яркость и контрастность изображения по сравнению с окружающей полотно поверхностью. Экраны со шторками устраняют некрасивые серые границы, из-за которых кадр теряет зрелищность. В зависимости от конструкции, шторки могут монтироваться выше полотна (так называемые кашеты) и по бокам. Экраны с боковыми шторками используются с проекторами, дающими изображение 16:9, а с верхней шторкой - с проекторами 4:3.

Натяжной или рулонный? Настенные натяжные модели, в отличие от рулонных, характеризуются абсолютно плоской поверхностью, обеспечивающей изображение более высокого качества. Однако в этом случае хозяевам придется мириться с их постоянным присутствием. Поэтому экраны обычно монтируются в комнатах, специально предназначенных для кинопросмотров. Рулонную же модель можно расположить и в обычной гостиной.

Выбор типа покрытия . Тип экранного покрытия подбирают, исходя из геометрии зрительного зала и количества мест для просмотра (учитывается сектор обзора), условий освещения (затемнение, естественный или искусственный свет, возможное наличие боковой засветки), требований к яркости и контрастности изображения (достаточно ли яркости, нужно ли повышать контрастность), условий эксплуатации (вероятность загрязнения поверхности отпечатками пальцев, пылью и т. д.), типа проекции (прямая или обратная), возможности установки динамика центрального канала акустической системы за экраном.

Мы уже говорили, что матовые экраны универсальны и обладают максимальным углом обзора (это позволяет проводить кинопросмотр перед достаточно широкой аудиторией). Также матовые поверхности сглаживают дефекты картинки, полученной от недорогих видеопроекторов. Но на качественных экранах с высоким (порядка 2,5) коэффициентом усиления недостатки изображения бюджетных проекторов будут более заметны. Кроме того, подобные экраны уменьшают угол обзора, что ограничивает число удобных мест для зрителей. Зато эти полотна отражают паразитную боковую засветку обратно к источнику, зрительно улучшают детализацию, повышают контрастность изображения.

Чаще всего экраны с высоким коэффициентом усиления используются либо в условиях неполного затемнения зала, либо в комплекте с проекторами с невысокой мощностью светового потока. Так, например, покрытие М2500 (DRAPER) не рекомендуется применять в паре с проекторами со световым потоком более 1000 ANSI лм. И наоборот, покрытия с низким коэффициентом усиления GrayHawk (STEWART), High Contrast S (PROJECTA), High Contrast Matte White (DA-LITE) можно использовать с проекторами со средней и высокой яркостью светового потока.

Акустика . Современные модели позволяют располагать центральный громкоговоритель непосредственно за экранным полотном. Это очень комфортно для зрителей: речь и звуковое сопровождение идут не снизу или сверху, а непосредственно из "центра событий". Для реализации такой возможности полотно перфорируется (получается так называемое акустически прозрачное покрытие), причем число отверстий может доходить до 350 000 на 1 м 2 (STEWART). Чем больше их количество и меньше размер, тем более ровной выглядит поверхность экрана и меньше искажений возникает на отображаемой картинке при сильном звуке.

Необходимо лишь помнить, что громкоговорители нельзя ставить слишком близко к полотну, иначе оно (вместе с изображением) будет в самые драматичные моменты колыхаться. Кроме того, экран с микропорами хоть и пропускает звук, но все-таки частично поглощает (высокочастотную часть спектра). Поэтому при подобной установке требуется соответствующим образом отстроить звук.

На темной стороне экрана . Если особенности помещения позволяют, то видеопроектор иногда устанавливают не перед экраном, а позади него. Для этого используются просветные экраны со специальным полупрозрачным акриловым полотном.

У систем обратной проекции немало достоинств: практически исключен шум от проектора, его вид не нарушает гармонию интерьера, гарантированно никто из зрителей не отразится силуэтом на экране. Подобные системы можно устанавливать во влажных помещениях (например, у бортика бассейна), не боясь, что видеопроектор испортится. Да и по своим рабочим характеристикам просветные экраны выглядят вполне впечатляюще. Так, коэффициент усиления у полотна New Wide Angle Screen (DNP, Япония) составляет 3,5, а у полотна High Gain White (REVERSA) - 6,8. Правда, такие модели достаточно дороги: в зависимости от диагонали полотна могут стоить несколько тысяч долларов и даже более.

В отличие от полупрозрачных акриловых экранов, двухслойное покрытие Extra Drop (EUROSCREEN) непроницаемо даже для яркого света, так как с обратной стороны полотна находится непрозрачная черная подложка. Экран с таким покрытием можно расположить, например, над оконным проемом - в развернутом виде он одновременно послужит также затеняющей помещение шторой.

Курс - на чистоту

Современные экраны достаточно неприхотливы в быту: почти все они снабжены моющимися полотнами, стойкими к огню и образованию плесени. Это значительно упрощает уход за ними. Матовые экраны можно протирать мягкой губкой с мылом или другими моющими средствами, неагрессивными к винилу. Нельзя чистить только изделия Glass Beaded: существует опасность повредить бисерины, нанесенные на их поверхность.

Экраны предназначены для использования в помещении (indoor), поэтому надо соблюдать температурный режим их эксплуатации (от 10 до 35°С). Все производители настоятельно рекомендуют устанавливать их в хорошо вентилируемых комнатах. Грязь, пыль и табачный дым пагубно влияют на состояние полотна.

Экраны постоянного натяжения нуждаются в более тщательном уходе. В нерабочем состоянии они не убираются в защитный корпус, а значит, гораздо сильнее других подобных изделий подвергаются риску случайного повреждения.

Большое внимание следует уделять защите экранов от механических воздействий, которые могут повредить поверхность. Автоматические модели с электроприводом требуют выполнения эксплуатационных норм для электроприборов (влажность, температурный режим и т. д.). При соблюдении всех правил эксплуатации экраны способны многие годы исправно служить своим хозяевам пропуском в "мир грез".

Типы покрытий проекционных экранов для домашних кинотеатров

Тип покрытия Производитель Описание Коэффициент усиления Угол обзора,° *
AT1200 DRAPER Акустически прозрачная (перфорированная) поверхность 1,0 Нет данных
Eclipse II REVERSA Просветный акриловый экран. Толщина полотна - 3 мм. Экран можно использовать при дневном свете, не прибегая к затемнению комнаты 5 45
FireHawk STEWART Полотно разработано специально для DLP-проекторов. Увеличивает глубину черного цвета и общую цветовую насыщенность 1,35 24
Glass Beaded (GB) DA-LITE, DRAPER Бисерные вкрапления на матово-белой тканевой основе. Специальное покрытие с узконаправленным потоком отражения изображения вдоль оси проекции. Отличное воспроизведение цвета при небольшой потере четкости. Покрытие устойчиво к огню и образованию плесени. Не подлежит чистке моющими средствами 2,5 20
GrayHawk STEWART Полотно серого цвета. Увеличивает уровни черного цвета, детализацию оттенков серого и суммарную цветовую насыщенность. Используется с LCD-, DLP- и D-ILA - проекторами 0,95 40
High Contrast
Matte White
DA-LITE Виниловая матовая поверхность на тканевой основе. Увеличивает контрастность изображения 1,1 45
High Contrast S PROJECTA Виниловое покрытие. Разработано для применения в домашних кинотеатрах в умеренно освещенных помещениях. Серый цвет поверхности обеспечивает лучшую передачу темных цветов, четкое и контрастное воспроизведение деталей изображения 1 45
High Gain White REVERSA Акриловый экран для систем обратной проекции. Толщина полотна - 3 мм. Экран можно использовать при дневном свете, не прибегая к затемнению комнаты 6,8 38
Matte White (MW) DA-LITE, PROJECTA Универсальное покрытие, иногда называемое диффузным матовым. Виниловая матово-белая поверхность на текстильной основе с высокой равномерностью распределения цвета. Подходит для всех подпружиненных экранов 1 50
Pearlescent DA-LITE Очень гладкое перламутровое виниловое покрытие. Обладает высокой отражательной способностью и яркостью без потери разрешения картинки 1,5 35
Video Spectra DA-LITE Перламутровая поверхность, разработанная для демонстрации видео и изображений от LCD-проекторов в случаях, когда требуется большой угол обзора и высокое качество картинки 1,5 35
Архив анонсов
На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения эффективной навигации по странице. Подробнее …

5.2988240718842 sec.